Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная программа дошкольного образования (далее – ОП ДО) разработана МБДОУ «Детский сад №2» с. Усть- Кулом (далее – МБДОУ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО).
Цели и задачи Программы (в соответствии с ФГОС ДО п. 1.5, 1.6; п.14.1, 14.2 ФОП ДО стр.4-5)
Руководствуясь положениями ФГОС ДО, ФОП ДО, целью образовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. (п. 14.1. ФОП ДО).
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, режде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России
Цель Программы МБДОУ «Детский сад № 2» с. Усть- Кулом достигается через решение следующих задач:
· обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения ОП ДО;
· приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
· построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
· создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
· обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
· достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования.
Программа МБДОУ позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной
идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным
и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой
и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную
организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования вне
зависимости от места проживания.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом ФОП ДО, особенностей образовательного учреждения, региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения, также образовательных потребностей, запросов родителей и педагогов и составляет не менее 60% от общего объема программы.
Содержание и планируемые результаты обязательной части Программы МБДОУ соответствуют содержанию и планируемым результатам ФОП ДО. Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят Программа воспитания, режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы.
В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе программы МБДОУ представлены:
- цели, задачи, принципы ее формирования;
- планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
- подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел программы МБДОУ включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех
возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены
описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации ОП; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно- развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп.
В содержательный раздел Программы входит Программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы МБДОУ включает описание психолого- педагогических и кадровых условий реализации федеральной программы;
организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в МБДОУ; материально--техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Раздел включает перечни художественной литературы, музыкальных
произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также перечень
рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
В содержание разделов Программы вносятся коррективы и изменения в том случае, если:
- изменилась нормативная база, обосновывающая разработку Программы;
- произошли изменения в образовательном процессе (вводятся новые программы и технологии, изменилась видовая структура групп или образовательные запросы родителей);
- появились новые взаимосвязи с различными учреждениями и организациями;
- изменились условия реализации Программы в связи с пополнением развивающей предметно-пространственной среды.
Реализация Программы МБДОУ предполагает интеграцию задач обучения и воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие
с разными субъектами образовательных отношений; обеспечивает основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
МБДОУ предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива МБДОУ и других участников образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском и может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации. Реализация Программы не осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.
Дополнительным разделом Программы является её краткая презентация.
Срок реализации Программы – 6 лет.
Рабочая программа по обучению детей коми языку русскоязычных детей 5-6 и 6-7 лет составлена на основе пособия «Программно-методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях» на основе программы «Здравствуй, друг!», авторы- составители: Остапова З.В., Москвина Т.А.
Занятия по обучению коми языку проводится 1 раз в неделю организованно со всей группой во 2 половине дня. Материалы темы недели реализуются также в процессе режимных моментов. Общее кол-во занятий в год – 36.
Диагностика проводится в конце учебного года в форме диалога взрослого с ребенком с использованием наглядного материала. При этом отдельно учитывается понимание вопроса (ребенок может ответить по-русски), и использование речевых форм в разговоре (требуется ответ на коми языке). Оценка производится в соответствии с критериями (см. раздел «Диагностика»). Данные заносятся в таблицу по каждому ребенку.